Что такое тормозная система?

Любая тормозная система состоит из управляющего устройства, тормозного привода и тормозных механизмов.

Управляющее устройство — устройство, задающее работу и управление тормозной системой. Оно содержит органы управления и срабатывает от:

  • непосредственного воздействия водителя ногой или рукой;
  • изменения давления в соединительном трубопроводе или электрического тока в кабеле между тягачом и прицепом (полуприцепом);
  • инерции транспортного средства или его массы.

Тормозной привод — передаёт энергию, распределяемую управляющим устройством; соединяет управляющее и энергоснабжающее устройства с тормозными механизмами. Он может быть механического, гидравлического, пневматического, электрического или комбинированного типа.

Тормозной механизм — устройство, подводящее к колесу момент, который вызывает силы в контакте колеса с опорной поверхностью, противодействующие движению автомобиля.

Тормозные системы атомобиля предназначены для:

  • снижения скорости движения автомобиля;
  • обеспечения полной остановки автомобиля;
  • удержания автомобиля в неподвижном состоянии во время стоянки.

В соответствии с национальными и международными регламентирующими документами принято выделять следующие типы тормозных систем:

  • рабочая тормозная система;
  • запасная тормозная система;
  • стояночная тормозная система;
  • вспомогательная тормозная система;

Рабочая тормозная система должна позволять водителю замедлять автомобиль с различной интенсивностью, снижать скорость движения и останавливать его в обычном режиме эксплуатации.

Запасная тормозная система позволяет водителю уменьшать скорость движения с различной интенсивностью и останавливать его при неисправности рабочей тормозной системы.

Стояночная тормозная система позволяет удерживать автомобиль в неподвижном состоянии на наклонной поверхности и при отсутствии водителя.

Вспомогательная тормозная система (замедлитель) позволяет водителю поддерживать скорость движения автомобиля или уменьшать её на протяжённых дорожных спусках; применяется на грузовых автомобилях и автобусах.

Физические силы в тормозной системе

На действующую тормозную систему действуют множество сил. Мы перечислим все основные силы и моменты, участвующие в расчетах тормозных систем. Теперь язык специалистов будет Вам более понятен.

Сила управления — сила, воздействующая на управляющее устройство.

Приводная сила — сила, которая воздействует на тормозную колодку с накладкой и вызывает, вследствие возникающего трения, тормозную силу.

Тормозной момент — момент, создаваемый силами трения между вращающимся барабаном или диском и накладкой относительно центра вращения колеса.

Тормозная сила — сила, приложенная со стороны дорожной поверхности к колесу или мосту в плоскости их контакта и противодействующая движению автомобиля.

Суммарная тормозная сила — сумма тормозных сил отдельных мостов автомобиля, находящихся в контакте с дорожной поверхностью, суммирующая силы на всех мостах автомобиля.

Коэффициент распределения тормозных сил — отношение тормозной силы заднего моста к тормозной силе переднего моста.

Показатель соотношения тормозных сил — отношение тормозной силы заднего моста к суммарной тормозной силе .

Коэффициент эффективности тормозного механизма — отношение суммарной силы трения колодок тормозного механизма к суммарной приводной силе.

Показатели торможения

По этим показателям строится оценка эффективности работы конкретной системы любого автомобиля.

Время торможения — время от начала приложения силы к органу управления тормозной системы до прекращения действия тормозной силы.

Тормозной путь — расстояние, проходимое автомобилем в течение времени торможения. Если под окончанием времени торможения понимается момент полной остановки автомобиля, то речь идёт о «тормозном пути до полной остановки».

Остановочный путь — проходимый автомобилем путь с момента возникновения необходимости затормозить до прекращения действия тормозной силы.

Замедление при торможении — производная от скорости движения автомобиля при торможении.

Относительное замедление или коэффициент торможения автомобиля — отношение замедления при торможении к ускорению свободного падения.

Удельная тормозная сила — отношение тормозной силы к весу автомобиля.